14 июня - День Открытых Окон. Второй. Опровергая традицию, согласно которой все музыкальные открытия приходятся на начало или финальную часть фестивалей, вторая серия Полуфинала "Окон" стала самой насыщенной интересными событиями.Ввиду хорошего дня и изустной информации, распространившейся накануне, во второй день фестиваля "Окна Открой" ещё до концерта зал "Старого Дома" был полон. Концерт - небывалое дело - начался вовремя, звук был приличным практически у всех выступавших, а откровенно скучных выступлений просто не было.

Программу дня открыла в прошлом харьковская, а ныне питерская группа КНИКСЕН. Лидер КНИКСЕНА Юра Суржко перебрался в Питер несколько лет назад, но все попытки собрать здесь новую версию своей группы оканчивались ничем. Периодически он выступал в клубах (чаще всего, на "Шведском Столе") соло, и только нынешней весной КНИКСЕН снова обрёл материальную форму. Раньше музыка группы тяготела к биту, в нынешней же её ипостаси появилась почти гранджевая тяжесть, протяжный русский фолк-роковый распев, мелодическое разнообразие. Песни - не хиты, но симпатичны. Голос чуть более пронзительный, чем требуется, чтобы быть комфортным. Инструментал - на уровне. Запомнилась песня со странным названием "Жук-ароматюк"; начавшись с чистого хард-рока, она постепенно сползла на разухабистый получастушечный ритм. Хотя и не до конца продумано, имеет место быть.

МАЛЬЧИК С ГИТАРОЙ. Группе нет и двух месяцев, а за плечами всего пять концертов, однако, это не помешало ей выглядеть более, чем достойно на фоне более опытных коллег. Хотя лидер и автор песен группы Виталий Петров, действительно, дебютант (он и есть мальчик с гитарой), его ритм-секция - Юра Степанов и Санчо Лапин - последние несколько лет играет в МАШНИНБЭНД и опыт имеет весьма богатый. Уверен, что у МАЛЬЧИКА С ГИТАРОЙ есть реальная перспектива: в музыке ощущается напор, в подаче - неподдельная драма, плюс хороший голос, инструментальный лоск и позитивный, но не приторный имидж. Сыграли песни "Наша жизнь", "Мы находим звёзды", "Мало" (с лёгкими интонациями RADIOHEAD) и "Фиолетовый взгляд". Группа, которую стоит записать и прослушать на вашем магнитофоне.

КЕНГУРРУ возникло прошлой осенью из обломков ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ и МОЕГО ЗЕЛЁНОГО СОЛНЦА, вернее, путём возвращения ОЧИСТНЫХ к своему составу времён переезда из Братска в Питер. В северной столица группа быстро раскололась надвое, но, только вернувшись к первозданному составу, сумела обрести форму, в которой сразу добилась успеха. Начав с лёгкого приджазованного фанка с соул-джазовым вокалом, они блеснули виртуозным контрапунктом инструментальных линий и завершили первый номер элегантным саксофонным соло. Безумно красиво! Во втором номере, "Космические ветры", хотелось бы отметить филигранную работу барабанщика и, опять же, безупречный вокал Оли Чевычеловой. Если группа сохранит эту форму, да к тому же сумеет записаться, к зиме они могут занять место в Топ 10 питерского чарта.

На фоне КЕНГУРРУ блюз-рок трио НИЖЕ НУЛЯ, обычно звучащее весьма уверенно, воспринималось с трудом: напористо, грубо, сыро, с драйвом, даже весело, но- Хард-рок "Большие короли", медленный шейк "Как хорошо быть солдатом" и "Опять за пивом" - тяжёлый блюз с выразительной пэйджевской гитарой Валеры "Химика" Воробьёва - всё это, бесспорно, хиты клубного формата, вероятно даже, любой из них мог иметь успех, будь на Радио РОКС не час, а день русского рока, однако, на этот раз, в большом зале "Старого Дома" НИЖЕ НУЛЯ, что называется, не показались.

СЛЁЗЫ Б. Одна из групп, которые лично мне хотелось послушать не в "Молоке" или "Орландине" в некассовый день, а в большом зале и на хорошем звуке. К сожалению, обладающая серьёзным потенциалом группа буквально накануне Полуфинала сменила лидер-гитариста (Колю Терентьева из КОМЫ на Андрея Карпова, когда-то уже игравшего в СЛЁЗАХ, но пару лет назад их покинувшего), а заодно отказалась и от использования клавишных, что существенно обеднило её звуковую палитру. Музыку, которую играет группа Игоря "Кляксы" Матвеева, можно условно классифицировать как глэм-рок - чем-то она напомнила Дэвида Бауи периода "Heroes", а его (Кляксы) импровизированная сценическая пантомима вызывала в памяти ассоциации с тем же Бауи, ранним Кинчевым и отчасти Мэрилином Мэнсоном! Возможно, я слегка приукрашаю увиденное и услышанное, но СЛЁЗЫ Б, и в самом деле, достойны более пристального внимания и более широкой аудитории. В последней песне, "Двигаться в такт тишины", посвящённой вечно острой теме наркотической зависимости, началась настоящая готика: вокал звучал в унисон с бас-гитарой, а соло-гитара издавала странные щебечущие звуки. С клавишными всё это звучало ещё более драматично. СЛЁЗАМ Б. Олег Гаркуша, известный ценитель сценической пластики, вручил персональный приз.

Настраиваясь, бас-гитарист АЦТЕКА Олег Коява пошутил, пародируя не то SPINA" TAP, не то вспоминавшего перед этим свою юность Гаркушу: "Да, в этом клубе мы не играли лет двадцать". Впрочем, АЦТЕК и без того играет не слишком часто, поскольку лидер группы, Андрей Бондарь, долгое время учился в Голландии, посвящая музыке лишь недолгое каникулярное время. Теперь наследники древних индейских цивилизаций воссоединились и настроены штурмовать вершины музыкальных пирамид. АЦТЕК начал с ударного "Питерского фанка". Этот номер уже снискал им известность и был включен в итоговый сборник "Наводнения". Две других вещи выдерживают сравнение с ней, хотя несколько однообразны: гитара и бас играют с фантастической скоростью, не теряя при этом мелодической линии, а барабанщик демонстрирует нешаблонность мышления, наполняя свои партии сбивками, стоп-таймами и сменами размера. Безусловно, уникально, хотя некоторая заданность стиля диктует ограниченность выразительных средств.

Незадолго до фестиваля основной автор БУБЕНЦОВ Игорь "Мерлин" Лунёв повредил руку, поэтому группа была принуждена ограничиться теми песнями, в которых акустическая гитара едва заметна или вообще отсутствует. Тем не менее, БУБЕНЦЫ произвели приятное впечатление. Неглупые, лишённые какой бы то ни было позы и пафоса тексты, традиционные, но симпатичные мелодии, деликатный инструментал, доверительная манера изложения - то, что Макаревич когда-то назвал "красивыми медленными песнями". БУБЕНЦЫ сыграли три номера: "Инвалид войны" с пронзительной блюзовой гармоникой, рэггей "Расскажи мне" и гитарную балладу "Маленький гном". Может, эта музыка и не для большой сцены, но как цепляет!

ЛЁНИЧ BAND, который за последний год прошёл через серию смен состава, превратился в аккомпанирующий состав Володи Рекшана, став, тем самым, новой инкарнацией САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, записал концертный альбом и т.п., сегодня, возможно, является одним из немногих хранителей традиций питерского ритм-энд-блюза. К сожалению, цепь трансформаций состава привела ЛЁНИЧ BAND к тому, что он остался без ритм-секции. Взятый на время барабанщик из 0.5 ЛИТРА далеко не всегда держит ритм, а бас в исполнении клавишницы Насти Бартеневой не заменяет живого инструмента. Всё остальное у Лёни "Лёнича" Синцова уже есть: хороший голос, владение гитарой и гармоникой, умение сочинять потенциальные хиты и темперамент. Осталось найти (или выучить) достойных партнёров.

54 МЕТРА. Панки. Поблагодарили за клуб КОРОЛЯ И ШУТА. Осторожно поинтересовались, как у нас насчёт цензуры, и признались, что играть не умеют. Не врали. С вокалом тоже не очень, так что вопрос о цензуре отпал сам собой. В первой же песен порвали струну. Вторая, "День рождения", запомнилась фразой "я подарю этой твари печенье". Третья была кавер-версией классического мультипликационного хита "Какой чудесный день, какой чудесный пень". Четвёртая, спетая в надежде на бис, была похожа не все три предыдущие. Весело, но не более.

БАОБАБЫ, с прошлого года радикально и не без пользы сменившее в своей жизни почти всё, выглядели убедительно. Сценический имидж группы опирается на алые тона, обе оставшиеся на сцене девушки, Настя и Кристина, выходят в спортивных майках с номером "13", а новые инструменталисты превратили эскизы песен в полноценные и весьма сценичные номера- В вокальном отношении Настя Постникова - достойная соперница Алёны Вартомо из ПРАЙДА и Оли Чевычеловой из КЕНГУРРУ. Вообще, думаю, этот фестиваль войдёт в анналы питерского рока как торжество нового женского рок-н-ролльного вокала - так много голосистых девчонок сразу я лично не слышал нигде и никогда. Единственная проблема БАОБАБОВ заключается в том, что их песни, усложнившись в музыкальном отношении, отчасти потеряли в плане мелодичности. Будь у них приличная запись, которую можно слушать дома, воспринимать их творчество было бы куда легче.

Даёшь хиты! Если женскому вокалу я успел уже высказать изрядное количество комплиментов, то о мужском как-то даже не принято говорить. Так уж сложилось, что со времён рок-клуба все его звёзды не столько пели, сколько декламировали, кричали, шептали, орали свои песни, Разве что стоящий в стороне от шоу-бизнеса ТАМБУРИН мог одним небрежным движением продемонстрировать настоящее многоголосие, да где его теперь услышишь. Поэтому, когда я впервые услышал ВОЙНУ ПОЭТОВ, я сразу же решил, что эта группа не просто достойна внимания, но и заслуживает того, чтобы продемонстрировать кое-кому, как, в принципе, можно петь на сцене. Первый номер, "Шуберт", начался с цитаты из Баха, но завершился фрагментом из заявленного в названии автора. Второй, "Я ненавижу осень", порадовал битловским многоголосием и блестящей мелодической стилизацией под шестидесятые. Третья, поп-рэггей "Трамвай", чем-то напомнила МИФОВ середины восьмидесятых. Сентиментальная "Другу (Мне светло)" продемонстрировала вокальное искусство группы с другой стороны. А завершила свою программу ВОЙНА ПОЭТОВ ошеломительной балладой "Пей давай (я спою об этом песню)". Их записи ни о чём не говорят. Вот если Тропилло грамотно запишет их живьём -я буду слушать этот альбом каждый день!

Как и ожидалось, ШАМАНАДА сразила наповал всех, кто не слышал эту группу раньше. Да и те, кто слышал, получили за эти двадцать минут полный заряд живой энергии. Они начали с шаманской перкуссии, постепенно нагнетая атмосферу и когда Серёжа Валов начал петь, зал уже был готов следовать за ним, куда позовут. ШАМАНАДА сыграла три номера, "Хоровод", "Белое счастье" и "Ошибки". В последней к ним - по своей инициативе, но весьма в тему - присоединился техник сцены "Старого Дома" (в недавнем прошлом, гитарист КУКРЫНИКСОВ). Массированная перкуссия, глубокий бас, сэмплы, ритмичные шаманские распевы - всё это создаёт настроение, но порой возникает ощущение, что ШАМАНАДА нашла какой-то секретный источник космической энергии и качает её в зал, пропуская через себя- КОБАЛЬТ, который как бы вырос из фолк-рокового ВЕРБНАУТРА, стал ближе к АЦТЕКУ (тем более, что у них общая ритм-секция). Звучит очень интересно, хотя и немного однообразно. Неподдельный драйв, неглупые тексты, незаезженные мелодии - им бы поймать свой хит. А он потащит за собой весь остальной репертуар. В целом, годится для любой площадки (при условии хорошего звука) и любой аудитории (кроме идиотов, о которых не говорим).

FLUIDOS - очень активные ребята из Вологды. Раньше этот северный русский город рок-н-роллом не славился, оставаясь в тени осенённого харизмой Саши Башлачёва районного Череповца. Теперь там есть своя сцена, а заявки на "Окна" прислали сразу несколько групп. Первой песней FLUIDOS очаровали и заинтриговали: вокалистка, невысокая крашеная блондиночка, аккомпанируя себе на этакой еврейской скрипочке, спела безыскусную песню из серии "о чём увижу, про то спою". Дальше, однако, дела пошли хуже: группа заиграла довольно банальный рок - уже без скрипки, зато с обильными, но невнятными гитарами. Мастерства немного, но есть напор, здоровая агрессия, зачатки своего мелодизма. Пару раз вокализами с йодлем напомнили THE CRANBERRIES, но в целом осталось впечатления ориентации на формат "MT-" и, не к ночи будь помянуто, "Н** Радио". Под конец звук у FLUIDOS (название явно хуже музыки) совсем расстроился, и кода была смазанной.

До Полуфинала мне несколько раз приходилось слышать комплименты в адрес группы ДОСВИДАНИЯ и, хотя запись не впечатляла, было интересно услышать их живьём. Что же, живьём это, и правда, звучит лучше, чем в записи, но пока материал не настолько сделан, чтобы претендовать на что-то серьёзное. Впрочем, может быть, ДОСВИДАНИЯ и не претендуют, а просто играют в своё удовольствие. Запомнилось: первая песня (про "Шоколад"), два-три весёлых номера на стыке панк-рока и харда, тексты в духе Лёхи Никонова из П.Т.В.П., барабанщик, который явно не знал репертуара. Просто хорошая клубная группа. Будут думать, передвинутся на следующую клетку рок-н-ролльных шахмат.

Как шаг за шагом двигались вперёд - часто не по прямой - ГЕКЛЬБЕРРИ ФИНН. Помню, как услышал их первый раз на фестивале "Поющий Невский" - было интересно, но недодумано. Потом ещё и ещё в разных клубах. Постепенно стиль и слог группы начал вырисовываться, а состав укреплять свои ряды. И вот результат: сегодня ГЕК ФИНН - одна из самых интересных групп на клубной сцене Питера. В активе у них несколько потенциальных хитов с нелишёнными интереса текстами и оригинальным звучанием, основанном на этаком поп-фанке. "Его пример - другим наука".

Как и в случае Вологды, на нашем Полуфинале довольно неожиданно встретились две группы из белорусского Витебска. Первым (во второй день фестиваля) жребий выпал играть группе со странным названием ЧЕШИРСКИЙ ТОК. Большой состав: гитара + вокал, гармоника + тамбурин + вокал, гитара, бас, саксофон, барабаны. Начали выступление эффектно, но немного не вместе. Сыграли пять песен, по большей части, похожих одна на другую. "Хорошая штука - любовь" запомнилась этаким рэпом и переходом на псевдо-женский вокал в припеве. "Я люблю цветы" - неожиданной гитарой а ля hea-y meta" конца 80-х. "Мой друг и моя подруга" - как бы сатирический взгляд вокруг себя (а, может, и нет - слова были различимы лишь временами). Не сказал бы, что ЧТ - это нечто сенсационное, но и возражений не вызвало.

МЫNDUL МЫЦEI - из Молдавии и в русле традиций молдавского хардкора: очень мощно, технично и эффектно. Тот же сплав брутальной энергии и фольклорного начала, как у CUIBU" и ZDOB SI ZDUB, хотя в чём-то по-своему. Ребята, чувствуется, взрослые, возможно, играют не год и даже не десять, а сейчас пробиваются, что называется, на модной волне. Ну что же, решение вполне правильное. Слова слышны, но непонятны - единственное, что мне удалось разобрать, это слово "marijuana". Наводит на размышления. Девушка-директор (из Москвы) сказала, что название переводится как "кошкины мысли". Тут же поглядел на свою кошку: "и какие же у неё могут быть мысли?"

Следующая группа тоже гости, но из Москвы. Название нейтральное: М.К.С. Состав стандартный: вокал, гитара, бас, барабаны. Играют с напором, чистенько, но предсказуемо, а потому скучновато. "Ты не ушла, ты (не) осталась со мной" - не то ВИА, не то клубный рок середины 90-х. Хотя не раздражает, но и не цепляет. Столица, однако.

ПАСХАЛЬНОЕ ШЕСТВИЕ фестиваль застал в процессе психологического переезда из Харькова в Питер. Барабанщик пока так и не добрался, поэтому ритм-секцию дополнил участник КНИКСЕНА. За последнее время ШЕСТВИЕ играло в нашем городе много и успешно, неизменно вызывая у зала позитивную реакцию. Отличные музыканты, замечательные песни, запоминающиеся мелодии. Похоже на АУКЦЫОН? Не больше, чем ЗООПАРК на THE ROLLING STONES. И, потом, сходство - не криминал. Мало ли кто на кого похож. Сыграли три номера, в том числе, полюбившийся многим за свою жизненную правду "Шоу-бизнес" и "Индейца". Заслуженные аплодисменты.

ПАНКРАТ был представлен как сборная чуть ли не всей России по рок-н-роллу. Во всяком случае, люди из Новосибирска, Питера и ещё откуда-то там наличествуют. Прошлой весной ПАНКРАТ очень приглянулся на мини-фестивале в клубе "Малая Охта" (где, кстати, впервые появилась ИНКА, правда, ещё в составе своей предыдущей группы). За этот год группа поменяла состав, сотрудничала с НАРОДНЫМ ОПОЛЧЕНИЕМ (в качестве сессионных музыкантов), записала альбом и т.п. На сцену музыканты вышли в фирменных майках магазина "Cast"e Rock" - никто не понял, зачем. Помимо двух гитар, баса и барабанов на сцене присутствовали аж три бэк-вокалиста - тоже не очень понятно, зачем, поскольку их почти не было слышно. По музыке - на полпути от поп-панка к хардкору. Первая песня, "Волосы", типичный забой. Энергично, но однообразно. Вторая, как показалось, состояла из единственной фразы "Я - Феликс Эдмундович Дзержинский". Третья, представленная как "Энск-ламбада-рок-н-ролл", насколько я понял, посвящалась фестивалю "Окна Открой" и до боли напоминала какой-то поп-хит. Честно говоря, прошлогодний ПАНКРАТ показался мне несколько более оригинальным. Повод задуматься, но не повод бросать всё и начинать сначала. Может, эта ветка тоже начнёт плодоносить.

Группа со странным для нашего времени названием СЛАВА КПСС - земляки моих нынешних фаворитов, женской гот-группы SHABASH, то есть, из эстонской Нарвы. Правда, играют отнюдь не готику, а этакий разухабистый, эмоционально насыщенный, хотя и не всегда внятный русский рок. Они оставили свои записи, так что у меня есть возможность внимательнее переслушать их явно заслуживающие внимания песни.

Завершала программу Дня Второго легендарная - без всяких намёков на иронию - группа КОМА. Одни из первых героев второй волны питерского металла, которая доминировала на клубной сцене на рубеже 90-х, КОМА одной из немногих не только не изменила своего жанру, но и сумела остаться актуальной. Быть может, мне сегодня не особо импонирует патетика и героическая поза, присущая всему металлу, но в случае КОМЫ ощущения дискомфорта абсолютно не возникает. То, что Коля Голубев сотоварищи делают на сцене, не может не впечатлять. Это хорошо продуманная и безукоризненно выполненная работа, что само по себе восхищает, к какому бы из сотен музыкальных стилей не принадлежало. Без сомнений, рад был бы видеть КОМУ (именно КОМУ, а не БОНИ НЕМ, под именем которых они тоже выступают уже несколько лет) на сцене Стадиона. Они того стоят.

На этом официальная программа второго дня Полуфинала "Окон" завершилась, и я, не дожидаясь части неофициальной, помчался в ДК Ленсовета, где в этот вечер АКВАРИУМ представлял свои "Песни рыбака". Впрочем, об этом - как-нибудь в другой раз.

Андрей Бурлака
Главная страница
Новости сайта
Афиша
Музыка
Фотоальбом
Полуфинал Открытых окон
Фестиваль       "Арт-города"
Гостевая книга
Наши друзья
Counter CO.KZ
Hosted by uCoz